
С 18 апреля Торгово-промышленная палата Краснодарского края в преддверии празднования 80-ой годовщины со дня освобождения от фашистско-немецких захватчиков рассказывает о вкладе кубанских предприятий-членов палаты в Великую Победу над врагом.
Завод имени Воровского - это одно из первых машиностроительных предприятий Кубани, которое начало свою работу более века назад. Не каждое предприятие может гордиться своей богатой историей. Отметивший недавно своё 125-летие завод был основан Постановлением руководства Владикавказской железной дороги в 1899 году и прошёл славный революционный, боевой и трудовой путь. Сегодня завод — один из лучших брендов тяжелого машиностроения и знак качества российской промышленности, это крупнейшее предприятие машиностроительной отрасли России, выпускающее тяжелые путевые машины, обеспечивающие безопасность и безаварийность железных дорог.

Вместе со страной завод переживал разные времена, но всегда был в передовиках: по производительности, качеству, внедрению инноваций. На протяжении десятилетий завод им. Воровского выполнял заказы высшего руководства в соответствии с требованиями времени: это различные виды ремонта грузовых, маневровых пассажирских паровозов, вагонов, колесных пар, выпуск кузнечных изделий, литье цветных металлов, а также выпуск военной продукции для Красной армии.

Особые страницы истории предприятия — это годы Великой Отечественной войны.
Сразу после объявления войны в 1941 году был открыт фонд добровольных взносов для постройки бронепоездов на средства работников железнодорожных предприятий. Оперативно были собраны деньги и построены два бронепоезда «Машиностроитель» и «Николай Щорс», которые уже осенью 1941 года приняли участие в оборонительных боях под Ростовом. Одновременно на фронт были направлены лучшие комсомольцы и партийные работники, рабочие-добровольцы. Пятый цех завода стал заниматься выпуском оборонной продукции: мин, пистолетов, снарядов, противотанковых ежей. А по аппарату связи «Морзе», который по сей день хранится в зале ВОВ заводского музея, главнокомандующему Сталину сообщалось о ежедневном выпуске военной продукции. Заводчане вносили личные сбережения на постройку танковой колонны «Северо-Кавказский железнодорожник», санитарного поезда «Кубанский Красный Крест», эскадрильи самолетов «Кубанский осоавиахимовец» (общественный Союз обороны авиации). С первых дней войны 1941 года, как только начались бомбежки, коллектив завода уменьшился в половину. Мужчины уходили на фронт прямо из цехов, даже не успев попрощаться с семьями, их места у станков занимали женщины-домохозяйки, старики и дети. Токарями и фрезеровщиками наравне с мужчинами стали работать женщины завода. Коллектив, как и вся страна, трудился под лозунгом «Всё для фронта, - всё для победы!».

Во время оккупации Тихорецка в 1942-43 году завод был эвакуирован в Тбилиси. На заводе имени Воровского начался демонтаж оборудования и срочная погрузка его в вагоны для эвакуации. Днем и ночью срезались станки и грузились в вагоны – часть из них шла на помощь Красной Армии с орудиями и военной техникой, а часть вагонов транспортировала станки в Грузию для продолжения работ. Последний эшелон из Тихорецка был предназначен для эвакуации рабочих и их семей. Оповещение было в то время очень слабым, поэтому не всем посчастливилось покинуть оккупированный город. Многие семьи заводчан остались здесь и погибли под снарядами фашистов. Под обломками погибли люди, была уничтожена вся документация, в том числе и конструкторские разработки тяжелых путевых машин. И когда основная часть оборудования была перевезена, многие заводчане, оставшись в городе,вступили в батальон народного ополчения. Они выходили на патрульную службу, дежурили на крышах близлежащих домов, спасали раненых при бомбежках, убирали тела погибших, помогали выхаживать раненых, организовывали стирку белья. Немецкие самолеты-истребители летали кругами, взад и вперед, уничтожая все, что видели сверху. Сбрасывали бомбы и на живых людей на улице Красноармейской, Октябрьской в районе вокзала, Чернышова, Меньшикова, Степной (ныне Федосеева). Массированно бомбили центр города, поэтому основным ударам с воздуха подвергались крупные объекты – железнодорожная станция и завод, а также все жизнеобеспечивающие предприятия. Когда зимой 1942 года на эвакопункт в Тихорецк стали прибывать жители блокадного Ленинграда, заводчане укрывали их в своих жилищах. Страшную картину представляли собой вагоны с голодными детьми, женщинами, стариками. Фашистские стервятники преследовали их от Ладоги до станции «Тихорецкая». Кроме того, заводчане оказывали помощь МТС, совхозам, колхозам, изготавливали плуги, бороны, делали детали для тракторов, сеялок, комбайнов. Труженики завода не только трудились под обстрелом в холодных цехах, но и помогали разгребать завалы после бомбежек, и в трудные годы войны действовали как настоящие патриоты своей родной земли. 6 августа 1942 года город Тихорецк был полностью занят немецкими войсками. Фашисты взяли под свою охрану все жизненно-важные участки завода:артскважину, ТЭЦ, дизельную электростанцию, а стрелки и краны не были взорваны, лишь путем снятия или повреждения моторов выведены из строя. Немцы пытались ремонтировать, в оставшихся без крыш цехах, мощные дизельные моторы своих военных машин. Однако налеты Советской авиации в ноябре-декабре не дали оккупантам развернуться. А тем временем эвакуированные заводчане изготавливали в спеццехе Тбилисского паровозоремонтного завода оружие для фронта. В период немецко-фашистской оккупации, с 5 августа 1942 г. по 30 января 1943 г., было зверски замучено около 3,5 тыс. тихоречан.
Когда немцы отступали, взорвав все до основания, они оставляли за собой груды битого кирпича, стекла, пепелища и руины. Весь город был в воронках от снарядов. На территории завода не оставалось живого места. Немцы взорвали на заводе дизельную электростанцию, ТЭЦ, ремонтно-механический и утильный цеха. Сожжены здание заводоуправления, стройцех, склад моделей, заправочное депо. Разрушены сборочный, колесный, тендерный, кузнечный, литейный цеха. Пострадали 7 жилых многоквартирных домов, выведены из строя водопровод, электрическая и телефонная сеть. Повсюду начались восстановительные работы. В первую очередь все силы были брошены на строительство литейного, сборочного, кузнечного, механического цехов и дизельной электростанции. Весной 43-го на завод прибыл (вернулся) первый эшелон с людьми и заводским оборудованием из Тбилисси (вернулось 376 заводчан, а 60 остались в Грузии). Вот так война не только уносила жизни людей, но и меняла судьбы, разлучала с близкими.

И, несмотря на это, заводчане откликнулись на призыв правительства, помочь блокадному Ленинграду. Рабочие завода вместе с тихоречанами отправляли в блокадный Ленинград одежду, предметы первой необходимости, продукты, которые везли со всех станиц, медикаменты, домашнюю консервацию. И уже после войны один из красивейших проспектов Ленинграда в честь тихоречан был назван Тихорецким проспектом. Заводчане вместе со всей страной ковали Победу над фашистами в Великой Отечественной войне. В музее завода хранится история тех легендарных подвигов заводчан. На представленной экспозиции в зале Великой Отечественной войны - подлинные предметы быта, осколки снарядов, найденные во время раскопок после бомбежки, а также предметы военного времени. На стендах - фотографии героев ВОВ, участников великой битвы, тихоречан, рабочих завода, отдавших жизни за освобождение Тихорецкой земли и Кубани. Те, кто вернулся на завод после войны, еще долгое время работали в цехах. Пятеро заводчан стали героями Советского Союза. Это З.А. Сорокин, С.А. Долинский, А.С. Гуцало, П.Ф. Головко и А.А. Лопатин. Многие заводчане, приходя в зал музея, отдают дань памяти своим родным и близким, всем работникам завода. Ежегодно 9 мая сотни заводчан и их семей возлагают цветы, венки и гирлянды к заводской Стене Памяти на центральной проходной тем, кто за Родину отдал свои жизни. А традиционные «Солдатские привалы» с концертами в преддверии Дня Победы собирают вместе всю заводскую семью.
А.Г. Понтус,
директор корпоративного
учреждения культуры
ОАО «ТМЗ им.В.Воровского»,
заслуженный работник культуры Кубани,
член Союза журналистов России





